Для начала хорошо  "определиться с терминами" :

     Кто такие Свами, Джи, Шри, Гуру … 

 

В силу своего понимания постараюсь ответить на эти и другие вопросы. 

    Итак, начнем с последних, но не в последнюю очередь)))

    Одна из трактовок слова Гу-ру – Рассеивающий Мрак! Мрак невежества, иллюзий которые вольно или невольно являются частью нашей жизни. Просветление – процесс дающий возможность постепенно освободится от них, сделать восприятие мира целостнее, полнее. Вот тут и необходим Гуру – духовный наставник.

    Институт Гуру существовал во все времена, во всех цивилизациях. Святые отцы, бенефакторы, духовные учителя – все они играют схожие роли, освещая путь ищущего… При этом Гуру может появится в любой момент, важно, чтобы ученик распознал его. 


     Вот отрывок одного из древних йогических текстов:
 

106. Хвала Гуру! Учитель - отражение твоего Я (Атмана, Пуруши). Всегда ищи учителя. Он придет через образы и тела разных мужчин и женщин. Распознай его. Беспрекословно следуй указаниям учителя. Старайся быть с ним и получать знания из его уст. Все препятствия удаляются благодаря учителю. Учитель - это Абсолют, пришедший к тебе в теле. Всегда с уважением относись к учителям. Они абсолютно бескорыстны. Им не нужны ни слава, ни власть, ни уважение, ни золото, ни дворцы, ни твое преклонение перед ними. Все, что они делают, они делают только из любви к тебе. Единственная связь, которая тебя связывает с ними, это твоя любовь. Внимательно относись к словам учителя. Он зеркало твоей души. Учитель никогда не врет, даже если говорит неправду. Если не можешь воспринять все указания учителя, тогда исполняй те, которые понимаешь, а в остальном не перечь ему. Для тебя учитель (учителя) выше, чем мама и папа, потому что они твои истинные мама и папа. Ищи их. Учись у них.

107. У меня есть учитель. Он Бог. Он сам Абсолют во плоти. Нет выше его. Какое счастье, что моя карма позволила встретить его. Он самый святой. Он великий подвижник, светоч знания. Хотя люди говорят, что не видят в нем учителя. Но они глупцы. Мой учитель беспробудно пьет неделями. Он не знает ни одной строчки из священного писания. Он непостоянен и сквернословит. Его постоянно застают в бордели с девицами продажной любви. Он вспыльчив и склонен к дебошам. В пьяном состоянии он домогается до моей жены. Время от времени его бьют односельчане. Он днями лежит в канаве со свиньями, богохульствуя. От него пахнет, как от сточной канавы. Он одет в лохмотья. Таков он, мой учитель, самый святой человек на земле!

   Как говорится «из песни слово не выкинешь»… 

108. Будьте детьми - бесхитростными и открытыми. С чистой душой открывайте двери счастью. Готовьтесь к встрече с учителем учителей, потому что он уже стоит рядом с тобой, а ты его просто не видишь. Великие йоги видят его (ее)  везде. Неподготовленные не видят даже перед своим носом. Он придет, когда ты будешь готов. 

     Есть одна история о некоем «Духовном Искателе», стремившемуся попасть ко всемирно известному Гуру. Преодолев немыслимые трудности он, наконец, оказался в заветном ашраме (монастыре). И был шокирован до глубины своей души, узнав, что старый индус, отправлявший рядом с ним свои естественные потребности с характерными звуками, в общем туалете и есть тот самый «святой Учитель Учителей»! «Искатель» развернулся и с возмущением уехал… 

     Часто Гуру отправляет своего ученика к другим учителям, для «повышения квалификации».  Вообще настоящий Гуру избегает «порабощения» учеников, предоставляя им достаточную свободу действий, помогая и наставляя их на духовном пути, и не только. Однако нередко бывает, что ученики стараются повесить на Гуру весь воз своих проблем, в том числе бытовых, или просто «душат» своей «любовью». Известны случаи, когда учитель бывал вынужден сбегать от навязчивой толпы Бхактов (Преданных) спускаясь по простыням из окна гостиницы. Но то скорее «Фанаты», а не Ученики… 

     Вот еще отрывок одного из древних йогических текстов: 

 

№25   Есть четыре типа людей, приходящих в йогу, которые становятся учениками.

  • Первый тип - наихудший (отрицательный).
  • Второй тип - нормальный (нулевой или кармический).
  • Третий тип - подходящий (положительный).
  • Четвертый тип - лучший (очень положительный). 

     Первый тип -  это раджас, ведущий к тамасу (активность, приводящая к боли).

     Второй тип -  это тамас (инерция, полу-животное существование).

     Третий тип - раджас, уводящий от тамаса (активность, позволяющая избегать боли).

     Четвертый тип - раджас, приводящий к саттве (активность, приводящая к счастью).

     Первый тип - это люди, у которых раджас отрицателен, т.е. ведущий к бедствиям и страданию. Такой человек, как глупец, что летит в пропасть, кичится своей свободой и безнаказанностью. Он склонен к лжи, не верит словам учителя, ищет несоответствие в учителе и учении, он предатель, делает зло намеренно, у него изворотливый ум, ищущий выгоду, даже ценой других людей, он склонен к злым шуткам с другими, интересуется йогой, только лишь для того, чтобы найти в ней изъян, любят унижать других.

     Второй тип - обычный. Они туповаты, инертны, не склонные делать зло, но и с трудом понимают, что надо делать добро. Они безоговорочно принимают все, что им  говорят. Если они попадут в общество злых, будут делать зло. Если попадут в общество добрых,  будут делать добро. Выполняют все, что предписывает традиция. Не совсем понимают слова учителя, но скрупулезно их выполняют. Они как дикие джунгли, которые могут превратиться в зловонное болото или в благоухающий сад. Все зависит от малейшей положительной или отрицательной кармы. Поэтому этот тип называется кармическим. Можно спокойно жить, затерявшись в их обществе. Если они привыкнут к тебе, будешь в безопасности.

     Третий тип - подходящий. Люди сомневающиеся, но склонные делать практику в йоге. Умеренно стремящиеся к духовности, потому что считают, что это хорошо. Сомневаются в словах гуру. Пытаются делать только то, что согласуется с их интеллектуальной картиной мира. До конца еще не верят в йогу. Их можно сбить с толку интеллектуальными рассуждениями и спорами. Они склонны помогать всем живым существам.

     Четвертый тип - лучшие (с очень положительной кармой). Ищи таких. Они безоговорочно верят в йогу, даже не до конца понимая ее интеллектуальность. Они видят в гуру Бога. Все их действия направлены только на то, чтобы помогать другим. Они очень добрые, щедрые, обладают гигантским объемом энергии, которая проявляется как обаяние или преданность. Они легко богатеют, все достается им без усилий. Единственная цель в их жизни - это йога, а не жизнь этого мира. Если их нет, мир превращается в ад. Береги их, как свою собственную душу.

     Эти четыре типа учеников могут практиковать любую йогу, если на то будет воля учителя. Иногда в одном человеке проявляются все эти четыре типа в разное время, в разных сочетаниях.

 

№26 . Есть пять видов учителей.

     Первый вид приходит как ужас, болезни, смерть, несчастья, они сваливают ученика на землю, придавливают ногой горло и вливают учение в рот. Учителя не церемонятся с учениками. Любовь их к ученикам выше любви отца и матери. Добро их по отношению к ученикам выше добра отца и матери. Но все знают, что такое добро и никто не знает, что такое сверх добро. Чтобы образумить ученика, мечущегося в безумии мирской жизни, жизни в страданиях, эти учителя из бесконечной любви к ученикам дают наисильнейшее, наибыстрейшее лекарство.

     Второй тип учителей - это те, кто приходят в виде неудовлетворения, усталости, апатии к обычной жизни. Они показывают ученику всю бесперспективность обычной жизни. Они подобны надсмотрщику за рабами, который заставляет искать свободы и смотреть в сторону духовной жизни от безысходности. Эти учителя любят своих учеников также сильно, но проявляют некоторое терпение и дают лекарство от  страданий мира небольшими порциями и в течение продолжительного времени.

     Третий тип учителей соблюдают нейтральность. Они не приносят страданий, печали, но и не дают радость. Они оставляют лекарство больному ученику, но не вынуждают его принимать. Ученик очень долго может быть в поле учителя, но все зависит лишь от ученика.

     Четвертый тип учителя приходит, как луч света после пасмурного дня, как приятная, зовущая в путь музыка где-то вдалеке. Духовное знание приходит, как разворачивающаяся надежда на нечто светлое и счастливое в будущем. Эти учителя приходят, как добрые знаки на пути, как единомышленники, как новые знания.

     Пятый тип учителей врывается в жизнь, как хмельная, веселая, безумная в своей радости компания танцоров. Эти учителя вырывают ученика из того состояния, в котором они его нашли в болоте мира, они опьяняют его в божественном знании высшей реальности. Они в мгновение ока испепеляют всю его дурную карму. Они приходят, как счастье, подобное океану, радость, не знающая границ, влюбленность, растворяющая эго, как богатство, процветание, могущество. Эти учителя дают лекарство, как дают чашу вина этого эликсира знаний, потому что это лучшее, что он встречал в жизни.

Считается, что учителя первого и пятого типа наилучшие. Только лишь ученик с очень хорошей кармой может встретить их. Второй и четвертый тип считается хорошим типом. Третий тип считается обычным, ученики с обычной кармой встречают их. Так утверждается.

     Крайне важен еще один аспект: как Ученик признает себя последователем Гуру, так и Гуру должен признать себя учителем Ученика. Только в этом случае устанавливается двусторонняя связь, хотя она иногда может являться и обоюдоострым мечом: например, при передаче определенных практик, кармическую ответственность за их надлежащее выполнение несет как Ученик, так и Учитель, причем в равной мере.   

     Шри – святой. Очень часто можно слышать в эпитетах «Шри Шри имярек» или «1000 раз Шри имярек». Часто это просто ритуальная форма вежливого обращения, равно как и Джи, что означает что-то вроде «Уважаемый». Фраза из известного мультфильма о Бароне Мюнхгаузене при его обращении к Джину могла - бы выглядеть так: «Не будет – ли любезен 1000 раз Шри  Джи Джин …»

    Свами – учитель-преподаватель. В индийских школах древней системы «Гурукул», которая англоговорящими иногда переводится как «Крутой Гуру» (ourGURUisCOOL) Там под патронажем Гуру преподавание проводят посвященные Свами. Общепринятое обращение к ним – СвамиДжи. 

    Дев (Деви) - Божество, существо божественной природы, в противоположность асурам - демоническим существам, коих довольно много. Наверное у нас они известны как бесы и бесенята.