Принципы практики
Главный ориентир в практике –
СОБСТВЕННЫЙ Здравый Смысл!
Первый постулат: Где начинается БОЛЬ - там заканчивается Йога.
Боль – наш помощник, сторож, который в течении всей эволюции спасал человеческое существо от вымирания, отмечая зоны повышенного внимания и необходимость сохранения своего физического тела от разрушения. Опять-же Ваше сознание может ничего не подозревать о проблемах физического тела, а боль явится сигналом: "где-то неисправность"!
Занимаясь практикой ХаТха йоги ощущение боли позволяет нам четко определить границу возможного сегодня.
Выполняя асаны, поддерживаем ощущение некоего «болевого баланса», когда краешком внимания мы с одной стороны контролируем уровень боли, ощущения тела, а с другой не даем им захватить наше внимание целиком. Особенное внимание уделяем ситуации с суставами и позвоночником. Если внезапно возникла резкая боль – немедленно снижаем нагрузку или вообще прекращаем выполнение асаны!
Второй постулат: Выполняем практику на 110 % от того, что можем сделать сегодня, без отвлекающей внимание боли.
Говорят: «Выполняешь практику на 100% - результат – 95%; на 95% - 80%; на 90% - можно было и не начинать…» Особенно это касается ситуаций аналогичной выполнению позы лодки или саранчи и иных «силовых» практик…
Часто возникает вопрос о необходимости фиксации в асанах и времени этой фиксации.
Основной ориентир для нас – состояние нашего физического тела в данный, конкретный момент времени. Отражением такого состояния является в первую очередь частота пульса, а во вторую – частота и глубина дыханий.
Существует теория, по которой биологическая продолжительность жизни ограничена неким количеством дыханий. Отдышали свой ресурс – и все, к новому перерождению…
Увеличивая глубину дыханий и уменьшая их частоту мы тем самым увеличиваем астрономическое время собственной жизни! Подтверждением этой теории служит большое количество долгожителей в горных районах, где, как известно, дышат всегда медленно и глубоко. Вот и мы в практиках Йоги стараемся ориентироваться на собственный «Метроном», который всегда при нас (пока мы живы).
Выбираем для себя, например, 15 дыханий и считаем их во время практики. Начинаем счет тогда, когда тело предварительно приняло форму, дойдя до "стартового предела". По мере погружения в асану стараемся дышать глубже, и с каждым выдыхом усиливаем глубину выполнения практики...
Таким образом, мы решаем, как минимум, три задачи:
1. Ориентируемся на свое состояние при выполнении асаны – если идет тяжеловато – тело дышит чаще (стараемся все время использовать максимально глубокое дыхание). По мере привыкания к новой пространственно–энергетической форме асаны – дыхание становится реже, и реже, и реже…
2. Так уж случилось, что у большинства людей тело симметрично, и надо выполнять асаны в правую и левую стороны. Соответственно биологическое время выполнения – одинаковое.
3. Часто у начинающих, и не только, поток мыслей становится неконтролируемый, теряется внимание и концентрация. Вот тут спасительным «костылем» служит простой счет дыханий.
Остальные решаемые задачи придумайте сами …
Фиксация в асанах необходима. Выполняя практики ХаТха йоги, проходит работа с изменением состояния физического тела, внутренних систем организма. За их деятельность отвечает вегетативная нервная система, обладающая высокой инерционностью. Только длительная фиксация побудит ее к началу изменения физического тела, корректировке его работы. Считается, что процессы трансформации начинаются от 1 минуты и до 3-5, дольше фиксироваться можно, но соотношение "время/изменения тела" будут все менее и менее эффективными.
К вопросу о Пранаяме. При выполнении Нади Шодханы, Сама Вритти и других практик, где требуется считать продолжительность циклов дыхания, стараемся опять использовать внутренний метроном – на этот раз собственный пульс! По началу это сложновато, но затем, когда ощущение пульса будет возможно вызвать в любой части тела, это станет базовым навыком и в ПранаВидье.